Главная | Деятельность | Мероприятия | Школа юных | Работа с учителями | | |
Мероприятия »Научно-исследовательский (ПРОБЛЕМНЫЙ) математический семинар для старшеклассников | |
Список задач в 2006-2007 гг. научно-исследовательского
(проблемного) математического семинара «ЮНИ-центра-ХХI» 1. Сравнение расстояний (см.
задачи 181 и 172 (Венг.мат.олимп., М, 1976г.) и 13.11
(Заруб.мат.олимп., М.,1987 г.))
1.
Четыре точки, лежащие на одной прямой, задают 6
различных отрезков. Докажите, что длина наибольшего из этих отрезков превышает
длину наименьшего не менее чем в 3 раза. 2.
Докажите, что если четыре точки лежат в одной
плоскости, то длина наибольшего из отрезков, образованных этими точками,
превышает длину наименьшего не менее чем в раз. 3.
Обобщите задачи пунктов 1 и 2 на п точек
(хотя бы для некоторых значений п). 4.
Пусть п точек лежат на одной
окружности. Расстояния между двумя точками на окружности можно определять
по-разному. Например, как длину меньшей дуги окружности, концами которой они
являются. Или, как длину хорды их соединяющей. Решите задачи аналогичные
предыдущим для точек, лежащих на окружности, с различными определениями
расстояния. 5.
Придумайте и исследуйте другие обобщения этой задачи
(например, для точек, принадлежащих другим фигурам, или для точек в
пространстве). 2. Суммы цифр
последовательности натуральных чисел (В.И.Кот (г.п. Ивье);
задача № 7 Седьмого РТЮМ, дек. 1.
Найдите такое п, что s(п) = 901. 2.
Докажите, что для всех натуральных т верно равенство s(10т–
1) = 45·т·10т-1. 3.
Докажите, что
для двузначного числа имеет место формула: 4.
Найдите аналогичную формулу для трехзначных чисел. 5.
Вычислите σ(2005). 6.
Выведите общую или рекуррентную формулу для σ(), 7.
Предложите свои обобщения этой задачи и исследуйте их.
В частности (Задворный Б.В.), изучить соотношения такого рода: между s(п) и s(2п) и т.п.; между s(п) и s2(2п), где s2(2п) сумма цифр всех четных натуральных
чисел от 2 до 2п; вообще, между s(п) и sf(f(п)), где sf(f(п)) – сумма цифр п чисел вида f(1), f(2), …, f(п), f(х) – некоторая функция. (Примечание. Переход в другие системы
счисления, видимо, не дает интересных результатов, но может выявить новые
красивые идеи и подсказки.) 8.
См. и ср. также некоторые следующие задачи. 3. Комбинации цифр в степенях.
А) Число может начинаться с
любой комбинации цифр. Доказать. Почему ? А если или , …,. Б) Докажите, что найдется такое n, что числа 2n и 3n одновременно начинаются с цифр 1000… . А если с другой
комбинации цифр? А если вообще – начало с любой наперед заданной комбинации для
каких-то степеней произвольных (?) чисел. В) Существует бесконечно много п таких, что заканчивается на п. А для , …,? А какие могут из них могут одновременно заканчиваться на
одинаковые комбинации цифр или их окончания в каком-то смысле близки? 4. Задачи про суммы цифр различных чисел (отталкиваемся от известных). Обозначим через S(y)
сумму цифр числа y.
А) Докажите,
что существует бесконечно много номеров N,
таких, что S(2N)>S(2N+1). Б) Докажите, что ®¥
при n®¥.
Проверить, что это – предел или неограниченность последовательности!!! А что
можно сказать про другие числа в степени п? Существуют ли числа,
для которых подобная последовательность ограничена? В) При каких K отношение
суммы цифр N к сумме цифр K·N ограничено? А обратное отношение? Другие отношения? 5. Неравенства в целых числах. Докажите,
что неравенство имеет только конечное
число решений. Вообще исследовать подобные неравенства. 6. Вложения в арифметических
прогрессии. А) Могут ли четыре квадрата целых чисел (последовательные или нет)
образовать арифметическую прогрессию? Б) При каких условиях значения функции f(х) при
натуральных х
(т.е. f(1),
f(2), …, f(п)) могут
образовывать арифметическую прогрессию? Например: В) Была: доказать, что
нетривиальная (непостоянная) геометрическая прогрессия, состоящая из четырех
членов, не может быть одновременно арифметической прогрессией. 7. Правильные многоугольники Для каких K найдется неплоский правильный K-угольник? (Источник). Вообще, попробуем определить более
общее понятие правильного многоугольника: (обычный, звездчатый
(самопересекающийся?), пространственный. Какие из
существуют? Изучить их свойства. 8. Корни специальных рациональных уравнений. Известно,
как определить рациональные корни уравнений вида с целыми (или рациональными) коэффициентами. Можно
(существуют алгоритмы) определить корни вида где а, в Î Q, таких уравнений. Можно определять
корни более сложного вида (даже очень сложного вида – со многими вложенными
корнями) и т.п. Следующий шаг в этой задаче – нахождение корней разного вида
для рациональных уравнений, коэффициенты которых сами имеют достаточно сложный
вид (например, где а, в
Î
Q, или даже а + вp и т.п.). Может
оказаться связь со следующей задачей. 9. Необычные скалярные произведения. 1) Множество
чисел где а, в Î Q (будем обозначать такое множество Q()), обладает рядом свойств векторных пространств, в
частности: . Действительно, Q() – двумерное векторное пространство. Если взять в
качестве базиса этого пространства вектора 1
и , то вектор будет задаваться в
этом базисе координатами (а, в). Можно говорить о сумме векторов в
этом пространстве, умножении на скаляр и т.п. Но можно ли ввести на нем
скалярное произведение и если можно, то как? 2) Обычно
скалярное произведение задается по формулам: . Скалярное произведение удовлетворяет ряду свойств:
коммутативный закон, дистрибутивный и т.п. А если скалярное произведение задать
так: . Многие свойства при этом сохраняются, например: . Однако закон дистрибутивности здесь не выполняется. В чем
дело? Изучите эти (и другие операции) над различными
множествами векторов. В частности, «скалярное произведение» введенное вами на
векторном пространстве в п. 1) может оказаться полезным для решения
задачи 6. 10.
О делимости сумм цифр натуральных чисел. Докажите, что среди 39 последовательных
натуральных чисел обязательно найдется такое, у которого сумма цифр делится на
11. Можно ли уменьшить здесь число 39. Исследовать аналогичную задачу для
делимости суммы цифр на 2, 3, 4, … . 11.
О некоторых преобразованиях упорядоченных
четверок (п-к) чисел. а)
Дана четверка положительных чисел (a, b,
c, d). Из нее получается
новая четверка (ab, bc, cd,
da)
по следующему правилу: каждое число умножается на следующее, четвертое – на
первое. Из новой четверки по этому же правилу получается третья и т.д.
Докажите, что в полученной последовательности четверок никогда не встретится исходная, за исключением случая, когда все числа равны 1. б) Дан произвольный набор чисел 1 и -1
длиной 4 (длиной 8, …, длиной 2k). С набором (наборами) выполняются действия такие же как в пункте а). Докажите, что в конце концов получится
набор, состоящий из одних 1. 12.
О некоторых расстановках натуральных чисел. Можно
ли расставить натуральные числа так, чтобы разность между двумя соседними
числами была равна 2 или 3 (3 или 4) и т.д. Изучите свойства таких расстановок
(существование, единственность и др.). См. также задачи Республиканского турнира юных
математиков («Настауницкая газета» от 05 (или
07) октября 2006 г., или в Интернете на сайте «ЮНИ-центра-ХХI»
|
Главная | Деятельность | Мероприятия | Школа юных | Работа с учителями | | |
© 2004 «ЮНИ-центр XXI». | |