![]() |
![]() |
Главная | Деятельность | Мероприятия | Школа юных | Работа с учителями | | |
Мероприятия »Научно-исследовательский (ПРОБЛЕМНЫЙ) математический семинар для старшеклассников | |
![]() |
Список задач в 2006-2007 гг. научно-исследовательского
(проблемного) математического семинара «ЮНИ-центра-ХХI» 1. Сравнение расстояний (см.
задачи 181 и 172 (Венг.мат.олимп., М, 1976г.) и 13.11
(Заруб.мат.олимп., М.,1987 г.))
1.
Четыре точки, лежащие на одной прямой, задают 6
различных отрезков. Докажите, что длина наибольшего из этих отрезков превышает
длину наименьшего не менее чем в 3 раза. 2.
Докажите, что если четыре точки лежат в одной
плоскости, то длина наибольшего из отрезков, образованных этими точками,
превышает длину наименьшего не менее чем в 3.
Обобщите задачи пунктов 1 и 2 на п точек
(хотя бы для некоторых значений п). 4.
Пусть п точек лежат на одной
окружности. Расстояния между двумя точками на окружности можно определять
по-разному. Например, как длину меньшей дуги окружности, концами которой они
являются. Или, как длину хорды их соединяющей. Решите задачи аналогичные
предыдущим для точек, лежащих на окружности, с различными определениями
расстояния. 5.
Придумайте и исследуйте другие обобщения этой задачи
(например, для точек, принадлежащих другим фигурам, или для точек в
пространстве). 2. Суммы цифр
последовательности натуральных чисел (В.И.Кот (г.п. Ивье);
задача № 7 Седьмого РТЮМ, дек. 1.
Найдите такое п, что s(п) = 901. 2.
Докажите, что для всех натуральных т верно равенство s(10т–
1) = 45·т·10т-1. 3.
Докажите, что
для двузначного числа 4.
Найдите аналогичную формулу для трехзначных чисел. 5.
Вычислите σ(2005). 6.
Выведите общую или рекуррентную формулу для σ( 7.
Предложите свои обобщения этой задачи и исследуйте их.
В частности (Задворный Б.В.), изучить соотношения такого рода: между s(п) и s(2п) и т.п.; между s(п) и s2(2п), где s2(2п) сумма цифр всех четных натуральных
чисел от 2 до 2п; вообще, между s(п) и sf(f(п)), где sf(f(п)) – сумма цифр п чисел вида f(1), f(2), …, f(п), f(х) – некоторая функция. (Примечание. Переход в другие системы
счисления, видимо, не дает интересных результатов, но может выявить новые
красивые идеи и подсказки.) 8.
См. и ср. также некоторые следующие задачи. 3. Комбинации цифр в степенях.
А) Число Б) Докажите, что найдется такое n, что числа 2n и 3n одновременно начинаются с цифр 1000… . А если с другой
комбинации цифр? А если вообще – начало с любой наперед заданной комбинации для
каких-то степеней произвольных (?) чисел. В) Существует бесконечно много п таких, что 4. Задачи про суммы цифр различных чисел (отталкиваемся от известных). Обозначим через S(y)
сумму цифр числа y.
А) Докажите,
что существует бесконечно много номеров N,
таких, что S(2N)>S(2N+1). Б) Докажите, что В) При каких K отношение
суммы цифр N к сумме цифр K·N ограничено? А обратное отношение? Другие отношения? 5. Неравенства в целых числах. Докажите,
что неравенство 6. Вложения в арифметических
прогрессии. А) Могут ли четыре квадрата целых чисел (последовательные или нет)
образовать арифметическую прогрессию? Б) При каких условиях значения функции f(х) при
натуральных х
(т.е. f(1),
f(2), …, f(п)) могут
образовывать арифметическую прогрессию? Например: В) Была: доказать, что
нетривиальная (непостоянная) геометрическая прогрессия, состоящая из четырех
членов, не может быть одновременно арифметической прогрессией. 7. Правильные многоугольники Для каких K найдется неплоский правильный K-угольник? (Источник). Вообще, попробуем определить более
общее понятие правильного многоугольника: (обычный, звездчатый
(самопересекающийся?), пространственный. Какие из
существуют? Изучить их свойства. 8. Корни специальных рациональных уравнений. Известно,
как определить рациональные корни уравнений вида 9. Необычные скалярные произведения. 1) Множество
чисел 2) Обычно
скалярное произведение задается по формулам: Изучите эти (и другие операции) над различными
множествами векторов. В частности, «скалярное произведение» введенное вами на
векторном пространстве в п. 1) может оказаться полезным для решения
задачи 6. 10.
О делимости сумм цифр натуральных чисел. Докажите, что среди 39 последовательных
натуральных чисел обязательно найдется такое, у которого сумма цифр делится на
11. Можно ли уменьшить здесь число 39. Исследовать аналогичную задачу для
делимости суммы цифр на 2, 3, 4, … . 11.
О некоторых преобразованиях упорядоченных
четверок (п-к) чисел. а)
Дана четверка положительных чисел (a, b,
c, d). Из нее получается
новая четверка (ab, bc, cd,
da)
по следующему правилу: каждое число умножается на следующее, четвертое – на
первое. Из новой четверки по этому же правилу получается третья и т.д.
Докажите, что в полученной последовательности четверок никогда не встретится исходная, за исключением случая, когда все числа равны 1. б) Дан произвольный набор чисел 1 и -1
длиной 4 (длиной 8, …, длиной 2k). С набором (наборами) выполняются действия такие же как в пункте а). Докажите, что в конце концов получится
набор, состоящий из одних 1. 12.
О некоторых расстановках натуральных чисел. Можно
ли расставить натуральные числа так, чтобы разность между двумя соседними
числами была равна 2 или 3 (3 или 4) и т.д. Изучите свойства таких расстановок
(существование, единственность и др.). См. также задачи Республиканского турнира юных
математиков («Настауницкая газета» от 05 (или
07) октября 2006 г., или в Интернете на сайте «ЮНИ-центра-ХХI»
|
![]() |
Главная | Деятельность | Мероприятия | Школа юных | Работа с учителями | | |
© 2004 «ЮНИ-центр XXI». | |