![]() |
|
Главная | Деятельность | Мероприятия | Школа юных | Работа с учителями | | |
Мероприятия » Седьмой республиканский турнир юных математиков | |
![]() |
Задача № 1. К неравенству Коши-Буняковского Пусть 1.
Докажите,
что существуют 2.
Докажите,
что величина C не может принимать
натуральные значения, меньшие п – 1. 3.
Попробуйте
указать другие натуральные значения, которые величина С принимать не может, а также те натуральные значения, которые она
может принимать. Задача № 2.
Обобщение задачи о счастливых билетах. 1.
Номера
билетов в автобусе являются семизначными числами а) Номер билета будем называть счастливым, если а6 + а5
+ а4 = а2 + а1
+ а0. б) Номер билета будем называть счастливым, если а6 + а5
+ а4 + k1 = а2 + а1
+ а0 + k2, где k1 и k2 – цифры и k1 + k2 = а3. в) Номер билета будем называть счастливым, если |(а6
+ а5 + а4 + k1) – (а2 + а1
+ а0 + k2)| < t, где k1 + k2 = а3 и t = 1…37. Найти количество счастливых
билетов для случаев а), б) и в). 2.
Номер
билета является n-значным числом (n – нечетное). Определив
номера счастливых билетов аналогично подпунктам а), б), в) пункта 1 (в пункте
в) возьмите t – любое фиксированное
натуральное число), найдите количество счастливых билетов. 3.
Придумайте
другие обобщения этой задачи. Задача № 3.
Сравнение расстояний
1.
Четыре
точки, лежащие на одной прямой, задают 6 различных отрезков. Докажите, что
длина наибольшего из этих отрезков превышает длину наименьшего не менее чем в 3
раза. 2.
Докажите,
что если четыре точки лежат в одной плоскости, то длина наибольшего из
отрезков, образованных этими точками, превышает длину наименьшего не менее чем
в 3.
Обобщите
задачи пунктов 1 и 2 на п точек (хотя
бы для некоторых значений п). 4.
Пусть
п точек лежат на одной окружности.
Расстояния между двумя точками на окружности можно определять по-разному.
Например, как длину меньшей дуги окружности, концами которой они являются. Или,
как длину хорды их соединяющей. Решите задачи аналогичные предыдущим для точек,
лежащих на окружности, с различными определениями расстояния. 5.
Придумайте
и исследуйте другие обобщения этой задачи (например, для точек, принадлежащих
другим фигурам, или для точек в пространстве). Задача № 4.
Задача о многоугольниках, вписанных в многоугольники
Правильный многоугольник 1)
если
m > n = 3, то m = 4 или m = 6; 2)
если
m > n > 3, то m =
2n. Опишите множество пар чисел
(m, n) при условии, что Предложите свои обобщения этой задачи (например, на случай невыпуклых
правильных многоугольников, для многоугольников из других классов, на случай
многогранников). Задача № 5. Почти монотонные
последовательности
Пусть Докажите (или опровергните)
следующие утверждения: 1.
Пусть
1. а) для
любого конечного набора первых членов последовательности 1. б) существует номер 1. в) существует бесконечно
много номеров 2.
а) Пусть 2. б)
Пусть, в дополнение к 2. а),
Тогда
существует бесконечно много номеров 3.
Пусть
-
все
отношения -
а
любое из отношений 4.
Пусть
Тогда существует такое число
5.
Попробуйте
в пунктах 1, 2 и 3 сформулировать и доказать более сильные утверждения, а также
получить другие, похожие результаты. Задача №
6. Виды многочленов
Рассмотрим квадратные
трехчлены (многочлены 2-й степени) с целыми коэффициентами (обозначим множество
таких многочленов через Z2[x]). Будем считать вначале, что старшие коэффициенты всех этих
многочленов равны 1 и обозначать такое множество многочленов через Определим разные виды записи многочленов и множества многочленов,
которые могут быть представлены в соответствующем виде. 0)
Канонический вид: 1)
Канонический вид со сдвигом: 2)
Факторизованный вид (разложение на линейные множители): 3)
Почти факторизованный вид: 1.
Попробуйте
исследовать включение одних из описанных множеств многочленов в другие.
Например, очевидно, что 2.
Та
же задача, но для случая, когда старший коэффициент не обязательно равен 1, а
какому-то целому числу а. 3.
Та
же задача, но для случая принадлежности всех коэффициентов многочленов
множеству рациональных чисел (т.е. для многочленов с рациональными
коэффициентами (такое множество многочленов обозначим 4.
Попробуйте
найти другие направления исследований в этой задаче, обобщения и т.п.
(например, для случая многочленов более высоких степеней, других возможных
представлений (видов) многочленов и т.п.). Задача № 7. Суммы цифр натуральных чисел Будем рассматривать числа в
10-й системе счисления. Для каждого натурального числа п определим значение s(п) – сумму цифр всех натуральных чисел от 1 до п включительно. 1.
Найдите
такое п, что s(п)
= 901. 2.
Докажите,
что для всех натуральных т верно
равенство s(10т– 1) = 45·т·10т-1. 3.
Докажите, что для двузначного числа 4.
Найдите
аналогичную формулу для трехзначных чисел. 5.
Вычислите
σ(2005). 6.
Выведите
общую или рекуррентную формулу для σ( 7.
Предложите
свои обобщения этой задачи и исследуйте их. Задача № 8. Связисты
Два связиста играют в такую
игру. Имеется n телефонных узлов. Связисты
по очереди делают свои ходы. За один ход каждый из них может соединить кабелем k пар любых узлов. Узлы,
которые соединены кабелем, повторно не соединяются. Выигрывает тот связист,
после хода которого с любого узла можно будет дозвониться до любого другого
(быть может, через несколько промежуточных узлов). Выясните, кто выигрывает при
правильной игре – начинающий или его партнер? Рассмотрите другие варианты игры,
например: 1.
Пусть
игрок, после хода которого, между любыми узлами есть связь, проигрывает. 2.
Пусть
вначале все узлы попарно соединены кабелем, а связисты убирают по очереди по k
соединений. Игрок, нарушивший связь, проигрывает (выигрывает). Кто из игроков
выигрывает в этих играх при правильной стратегии? 3.
Попробуйте
сформулировать и решить аналогичную задачу для случая, когда игроков больше
двух. В любом пункте интересно
получить определенные результаты хотя бы для отдельных (даже небольших)
значений п и k. Задача № 9. Слоны на шахматной доске
С белого углового поля
шахматной доски размера n×m клеток (n > 1; m > 1) начинает двигаться
шахматный слон. Дойдя до края доски, слон поворачивает под прямым углом. Попав
в угол, он останавливается. 1.
При
каких значениях n и m, слон обойдет все белые
поля доски? 2.
Сколько
всего полей он обойдет на доске n×m (при различных значениях n и m)? 3.
Рассмотрите
аналоги этой задачи для других видов досок (цилиндрических, тороидальных и
т.д.) и для других видов фигур (например, для слонов, которые не могут пройти
более k клеток в одном направлении
по диагонали, ибо после этого должны перескакивать на ближайшую справа
параллельную диагональ и продолжать по ней свой путь). Задача № 10.
Обобщение игры в «пятнадцать» 1.
В
плоской квадратной коробке 4´4 в некотором порядке
размещены 15 одинаковых фишек квадратной формы, одно место (будем называть его
клеткой) остается свободным. Фишки пронумерованы числами от 1 до 15 (например,
так, как на рис.1а). Не вынимая фишек из коробки, а лишь последовательно
передвигая их друг за другом на свободную клетку (движение одной фишки с одной
клетки на другую считается одним ходом), нужно разместить их в порядке
возрастания номеров так, как на рис. 1б.
В дальнейшем для удобства будем использовать для
обозначения клеток шахматную нумерацию (например, а1, с2, и т.п., см. рис.
1а и 1б), а расположения фишек в коробке будем называть позицией. Попробуйте
ответить на следующие вопросы. а) Из каких исходных позиций
можно за конечное число ходов перейти в позицию, указанную на рис. 1б? Укажите
все позиции, из которых это можно сделать, и все позиции, из которых такой
переход невозможен. б) Для позиций, из которых
можно перейти в позицию 1б, попробуйте определить наименьшее количество ходов,
необходимое для такого перехода. (Примечание.
Можете ли вы предложить общий подход для решения этой задачи. Для примера
найдите наименьшее необходимое количество ходов и соответствующий алгоритм
движения фишек для перехода в позицию 1б из какой-нибудь нетривиальной исходной
позиции.) 2.
В
плоской квадратной коробке 5´5 с одной вырезанной клеткой
в некотором порядке размещены 23 одинаковые фишки, пронумерованные числами от 1
до 23. Необходимо разместить их в порядке возрастания номеров. Исследуйте
вопросы, аналогичные вопросам пунктов 1.а) и 1.б) для следующих случаев. 2.1. Вырезана клетка с3
(нумерация клеток, как в п. 1), свободной в конечной позиции должна остаться
клетка е1. 2.2. Вырезана клетка е1
(нумерация клеток, как в п. 1), свободной в конечной позиции должна остаться
клетка с3. 3.
В
плоской квадратной коробке 6´6 с четырьмя вырезанными
клетками в некотором порядке размещена 31 фишка. Фишки пронумерованы числами от
1 до 31. Необходимо разместить их в порядке возрастания номеров. Исследуйте
вопросы, аналогичные вопросам пунктов 1.а) и 1.б) для следующих случаев. 3.1. Вырезаны клетки с3, с4, d3, d4, свободной в конечной
позиции должна остаться клетка f1. 3.2. Вырезаны клетки с3, с4, d4, f1, свободной в конечной
позиции должна остаться клетка d3. 4.
Придумайте
другие обобщения этой игры и исследуйте их. Например, для случаев коробок
размеров n´n, n ³ 7, или с другими вариантами
вырезанных клеток. Задача № 11. Свойства последовательностей из
остатков
Пусть задан набор Будем называть набор 1.
Для
действительного числа a и натурального п
определим последовательность целых чисел по правилу
где то есть набор (1)
представляет собой двоичную запись числа 2.
Доказать,
что если для некоторого 3.
Найдите
количество циклических наборов 4.
Показать,
что количество циклических наборов 5.
Построим
набор 6.
Найти
количество циклических набор 7. Изучая указанные в предыдущих пунктах вопросы, вы, возможно, получите ряд других полезных утверждений. Сформулируйте их и попробуйте развить исследования этой задачи в собственных направлениях. |
![]() |
Главная | Деятельность | Мероприятия | Школа юных | Работа с учителями | | |
© 2004 «ЮНИ-центр XXI». | |